IPO: что это, как участвовать, как проходит первичное размещение акций на бирже
В результате ажиотажного спроса общая сумма привлеченных в ходе IPO средств достигла $25 млрд. Главная цель все та же — получить дополнительное финансирование. При этом здесь аудитория потенциальных участников расширяется кратно. В современной истории России прошло два народных IPO и одно SPO.
Блог компании БКС Мир инвестиций Как участвовать в IPO: инструкция для инвестора
Было продано 10 миллионов акций — 12 % от общего капитала компании[44][45]. В ноябре 2020 года IPO провёл ретейлер Ozon, что позволило компании привлечь 1,273 млрд долларов без учёта расходов[23][24]. Танкерная компания «Совкомфлот» через Московскую биржу привлекла 550 млн долларов[25]. До этого крупнейшее размещение прошло в сентябре 2014 года, когда китайский интернет-гигант Alibaba Group предложил инвесторам 13,3% своих акций по цене $66—68 за штуку.
Выход на IPO обращает внимание на компанию со стороны СМИ и инвесторов, благодаря этому растет число клиентов. Деньги она может направить маржа на бирже на обновление оборудования, создание продукции и т. Что касается IPO меньших размеров, то возможен значительный рост стоимости акций, но и больше шансы получить убыток. Осторожному инвестору лучше присматриваться к наиболее крупным размещениям. Слово «народное» в названии означает, что поучаствовать в нем может практически кто угодно — даже люди без навыков всесторонней оценки бизнеса и поиска справедливой рыночной цены. Дополнительно к стратегии компании выпускают инвестиционную историю, которая подчеркивает сильные стороны бизнеса.
Крупнейшие IPO в России
- «РБК Инвестиции» исследовали проведенные в 2020 году IPO.
- Во втором случае инвесторы, у которых была возможность купить акции на этапе IPO, увеличивают свой капитал.
- Танкерная компания «Совкомфлот» через Московскую биржу привлекла 550 млн долларов[25].
- Можно легко проверить структуру управления, отчет о прибылях и убытках и т.
Это вид первичного размещения акций компании, который предполагает участие в нем широкого круга инвесторов-физлиц. Акции могут предлагаться для покупки напрямую без участия брокеров через офисы компании и ее партнеров. Поэтому их могут приобрести инвесторы, которые не торгуют на фондовом рынке и не имеют брокерского счета. Следует отличать IPO от PO (англ. Public Offering) — публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц[3].
Если владельцы и руководство бизнеса решили, что хотят провести IPO и стать публичными, сначала они должны подготовить свою компанию к этому важному шагу. Ее масштаб и финансовые возможности значительно меньше, чем у «Совкомфлота», поэтому и затраты на размещения акций оказались скромнее — чуть меньше 227 млн рублей. Покупая акции компании, инвесторы фактически приобретают долю в бизнесе, пусть и, как правило, небольшую — то есть становятся ее акционерами. Они получают право участвовать в распределении ее прибыли — получать дивиденды — и принятии важных решений, голосуя на собраниях акционеров. Обычно публичное размещение акций длится до трёх месяцев после начала биржевых торгов. IPO – это отличный способ для инвестора увеличить свой капитал в десятки раз.
Проведение IPO повышает узнаваемость бренда и положительно влияет на имидж компании. От того, сколько инвесторов желают купить соответствующие акции, будет зависеть и динамика их движения. Бумаги после IPO могут вырасти или упасть в цене в первый же день торгов. Если IPO прошло удачно и компания успешно привлекла капитал, такая фирма автоматически повышает узнаваемость своего бренда и улучшает свою инвестиционную привлекательность.
По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, кстати, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения. Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — ей сложно привлечь банковский кредит или найти «ангела», готового вложиться в ее развитие.
Зачем компании выходить на IPO
Кроме того, компания также должна предоставить акционерам право голоса при принятии некоторых решений, например о том, кто входит в совет директоров. В этом случае андеррайтер берет на себя большой риск, так как полностью гарантирует продажу ценных бумаг эмитента. Он сам покупает все акции, которые предлагаются для IPO, и потом перепродает их на биржу. Но сам может получить убыток, если не сможет продать их дороже, чем купил у компании. Обычно такой андеррайтинг проводится с компаниями высокого качества или с теми, которыми заинтересовались инвесторы.
У публичных компаний более жесткие требования к раскрытию информации о себе и своем финансовом положении. Часть раскрываемых сведений может быть чувствительна для конкуренции и может создать дополнительные санкционные риски. После IPO бизнес компании перестает быть частным и становится публичным, то есть должен раскрывать свою финансовую отчетность. Ведь теперь ее акциями владеют огромное число людей — и они должны знать, как у компании обстоят дела. Выход на IPO подразумевает, что вся финансовая отчетность компании находится в открытом доступе. Можно легко проверить структуру управления, отчет о прибылях и убытках и т.
Что такое IPO: как и зачем участвовать в первичном размещении акций
По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO. После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO. Сбор заявок на участие в IPO обычно завершается в день, который предшествует дню начала торгов на бирже.
В целом покупка акций в ходе IPO или в первые дни начала торгов несет повышенные риски, потому что в котировках обычно наблюдается повышенная волатильность, а цена может не отражать справедливую оценку бизнеса. Иногда аналитики рекомендуют завышать в заявке необходимое количество акций, чтобы получить нужный объем с учетом неполной аллокации. Однако это рискованный шаг — ведь невозможно заранее определить, какая доля от заявленной суммы будет удовлетворена. В результате инвестор может потратить тейк профит это на участие в IPO больше денег, чем рассчитывал. IPO увеличивает возможность поощрять и мотивировать наиболее ценных сотрудников.
Что такое IPO (АйПиО) на бирже
В первом случае сделка пройдет по цене размещения, во втором — заявка сработает, если цена размещения оказалась не выше указанной инвестором цены. В ходе IPO компания и ее владельцы привлекают средства сторонних инвесторов на открытом рынке, где инвестировать в компанию может любой желающий. Кроме того, публичный статус и листинг на бирже упрощают в дальнейшем возможность привлекать финансирование за счет новых выпусков акций и облигаций. Один из крупных игроков на рынке райдшеринга, компания Lyft, за один торговый день после IPO привлекла 2,34 млрд долл. Компанию оценили в 24 млрд долларов, и это при том, что бизнес был крайне убыточным.
Листинг на бирже atc brokers и поддержание публичного статуса сопряжены с дополнительными расходами, которые могут оказаться нерациональными для небольшого бизнеса. Оператор кикшеринга Whoosh провел IPO в декабре 2022 года. Генеральный директор Whoosh Дмитрий Чуйко заявил, что размещение на бирже упрощает привлечение новых пользователей. Кроме того, IPO позволило компании получить необходимые ресурсы, чтобы полностью обновить стиль приложения и самокатов.
Leave a Comment